Советская мода 80-х на примере фильма «Самая обаятельная и привлекательная»

Советская мода 80-х на примере фильма «Самая обаятельная и привлекательная»

Советская мода 80-х — это довольно необычный период, когда рядом со сдержанными и, я бы даже сказала, серыми и невзрачными вещами соседствовали яркие и буйные краски, пришедшие с запада.

Я очень люблю смотреть старые советские фильмы, наблюдать за жизнью героев, рассматривать их быт и одежду. Нет, я совершенно не ностальгирую по советскому времени, хотя бы потому, что моя сознательная жизнь пришлась на более поздний период — развал СССР, лихие девяностые, гламурные нулевые. Но я с удовольствием слушала мамины (и бабушкины) рассказы о том, как жили люди раньше — это познавательно и увлекательно. ☺

Из маминых рассказов мне больше всего запомнилось то, что жилось хорошо… но немножко пресно: любому человеку (а особенно молодой женщине) хочется как-то украсить себя и в таком стремлении, на самом деле, нет ничего постыдного.

Однако в магазинах обычно было пусто и однообразно, ведь советскому человеку надлежало думать прежде всего о своей душе и общественном долге, а не о личных интересах. Мама рассказывала, как распускала покупные свитеры и вязала из них платья и модные кофты по журналам Burda. Журналы эти, кстати, буквально передавали из рук в руки, холя и лелея.

Платья из журнала Burda Moden, 1980 г.

И фильмы в то время снимали соответствующие — поощряющие общественное и порицающие личное. А если сюжет нёс в себе хоть каплю опасного инакомыслия, фильм могли отправить пылиться на полку… навсегда. Цензура была жёсткая. Одному богу и ЦК КПСС было известно, сколько таких фильмов загубили…

Возможно, и фильм «Самая обаятельная и привлекательная» не прошёл бы цензуру, если бы на него взглянули немножко под другим углом. И если бы режиссёр не старался так сильно «опорочить» запад с его «шмоточными» ценностями. Посыл для советского человека был однозначным — трудись во благо обществу и счастье к тебе придёт или уже пришло, просто ты его не видишь.

Я бы сказала, что сейчас в фильме видится много совершенно другого, хотя перегиб всё же остался.

На первый взгляд перед нами банальная комедийно-мелодраматичная история простой женщины Нади Клюевой, успешно работающей в НИИ… однако на личном фронте у Нади «не клюёт» — ей уже немножко за тридцать, а мужа всё нет (тут стоит уточнить для тех, кто ничего не знает о том времени — незамужняя женщина, да ещё и за …дцать, считалась обществом уже, мягко говоря, дефективной. Да что говорить, эта байка про то, что после тридцати будешь жить с кошками, если раньше замуж не выйдешь, даже сейчас живее всех живых).

Сейчас бы Наде любой диванный критик интернетный эксперт быстро по полочкам разложил причины её одиночества, только взглянув на внешний вид героини.

Однако для того времени Надя была, можно сказать, образцовой советской женщиной — трудолюбивой, ответственной, скромной и во всех смыслах приличной. Вот только не состоялась как жена и мать, и именно это больше всего тревожило Надю.

Серо-зелёная «бабушкина» кофточка, гладко зачёсанные волосы, ободочек, ноль макияжа (даже синяки, полученные в драке, не замазаны) — вот она, простая советская женщина, на которой пахать и пахать.

Первое, что бросилось мне в глаза — Надя не была влюблена изначально, она просто переживала, что для общества являлась уже немножко «неправильной» — за тридцать, а нет ни мужа, ни детей…

Выходит, речь снова не идёт о личных чувствах, а о скорее об общественном долге — создать достойную ячейку общества. Дальше фильм был бы ужасно скучным, если бы режиссёр не добавил «изюминку» и не противопоставил Наде — истинно-советской женщине — её модную и стильную подругу Сусанну — как бы представительницу коварного запада.

Ведь даже работа у Сусанны была какая-то новомодная — социолог. Что это вообще такое? Не иначе, просто лоботряс, который не хочет идти работать на завод!

На Сусанне французский беретик, дорогое (возможно, кашемировое, не помню таких нюансов) пальто, свитерок в рыжую клетку и «забугорная» надпись на стенке «I love you».

А это стильная коллега Нади — Люся Виноградова — тоже как антипод советского человека: яркая, даже немножко вульгарная женщина, с вызывающим макияжем и явно импортными «шмотками». У Люси модная причёска, крупная бижутерия и алый свитер с широкими рукавчиками-воланами.

В отчаянной попытке обрести «простое женское счастье» Надя обращается к подруге за помощью и та подходит к задаче с особенным пылом и рвением. Для начала необходимо выбрать будущую жертву будущего мужа — тут Сусанна, недолго думая, советует Наде обратить внимание на самого модного и недоступного мужчину на работе — на Володю Смирнова.

Володя — умный парень, работающий в том же НИИ, что и Надя. Но нам стараются преподнести его как безголового щеголя, любящего Битлов и пропагандирующего «запрещённые западные» ценности. Разве так должен выглядеть советский человек?

Остальные мужчины либо слишком стары, либо маменькины сыночки, либо уже женаты. Может, мне показалось, но это тоже получился какой-то намёк в духе того, что мужчин мало — расхватывайте «во младенчестве». Возможно, для того времени и было актуально… но, судя по интернету, некоторые до сих пор считают себя сокровищами, которые надо хватать быстрее. 😀

Чтобы завоевать такого мужчину, как Володя, Наде нужно тоже преобразиться — и тут Сусанна пускает в ход все свои связи и добывает для героини невероятные импортные наряды (сейчас это вызывает только добрую улыбку и смех, а тогда это действительно были модные вещи «с запада»).

И так начинается Надино преображение…

Чёрный пуловер с яркими ромбами, волосы красиво уложены и больше не собраны в жалкий хвостик, но ободок всё ещё на месте, словно Надя не готова полностью оставить свою прежнюю сущность.

Морковно-красная шляпка, как у истинной парижанки (кажется, похожая обложка была на одном из выпусков Burda Moden в 70-80-е годы), шубка-чебурашка и вот уже взгляд у Нади становится другой, более уверенный.

Кстати, о подобных «чебурашках» — они снова в моде! И можно даже связать такое пальто или кардиган с помощью буклированной пряжи

Но мы ведь помним, что фильм снимался в 80-е, а значит никакого материального посыла в нём не должно было быть. Поэтому ни внешние преображения Нади, ни даже пирожки, которые она активно Володе пекла (знаменитая фраза Сусанны «путь к сердцу мужчины лежит через его желудок» до сих пор имеет актуальность… скажем так, для определённых людей. XD) не помогают ей завоевать сердце любимого мужчины. Да и любимого ли?

Ведь, по сути, именно Сусанна выбрала Наде будущего мужа, сама Надя просто подчинилась. Так сказать, «повелась» на уловки более опытной и более счастливой подруги.

Чувственный макияж, стильная причёска и модный свитер с широкими рукавами а-ля «летучая мышь» на коллеге-красавице — такая женщина и сейчас бы не осталась без внимания.

И так как на первый план стало активно вылезать «ненавистное материальное» (лично мне именно так и показалось), то режиссёр решил отвлечь внимание от яркой Сусанны и подобных ей женщин (вроде коллеги Нади — героини Ларисы Удовиченко), выдав её страшную тайну — ни красота, ни погоня за модой, ни «житейская мудрость» с пирожками не сделали женщину счастливой, ведь её муж, как оказалось, ей изменяет.

Тут-то наша Надя и прозревает, забрасывает «презренные западные шмотки», снова стягивает волосы в привычный хвостик и возвращается к любимым занятиям — работе и, в перерывах между ней, игре в пинг-понг со старым другом Геной, который уже давно влюблён в Надю и которому не нужна вся эта материальная обёртка, чтобы увидеть в ней самую обаятельную и привлекательную.

В общем, если отбросить всю эту идеологическую шелуху и противопоставление советского человека западному, как противопоставление духовного материальному — фильм несёт в себе довольно простой посыл: «не нужно гнаться за тем, что тебе чуждо — иногда стоит просто посмотреть под ноги, чтобы увидеть лежащее рядом золото».

Да и просто приятно посмотреть на героинь Муравьёвой, Удовиченко и Васильевой — три по-своему красивые и талантливые женщины, так отлично передавшие дух своего времени. ☺

☟ Ещё о вязаной моде в фильмах:

Оценить публикацию:
+1
1
+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Сделать репост:

Оставьте ваш комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.